Искусство видеть: 8 лекций о картинах, фотографиях, музеях и домах
Задача курса — напомнить слушателям, что такое искусство. Искусство — это не мертвые предметы, хранящиеся в музеях, а часть повседневной жизни и составляющая множества культурных практик. Потребность в создании и восприятии изображений универсальна и заключена в самой природе человека.
Восприятие искусства не сводится к «чистому созерцанию», а предполагает интеллектуальное и эмоциональное соучастие, наградой за которое становится ни с чем не сравнимое удовольствие от сопричастности к работе художника. Зачем нужно ходить в музеи, как рассматривать пейзажи и портреты, гравюры и рисунки, о чем говорит с нами архитектура и где проходят границы искусства — обо всем этом расскажут те, кто изучает, хранит и экспонирует искусство и учит «науке видеть» в Государственном Эрмитаже и на факультете истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Наталия Мазур, куратор курса «Искусство видеть»
1. Войны памяти и диалог культур в музейном пространстве
2. О чем говорят пейзажи
3. Фотография — это искусство?
4. Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи
5. Как смотреть на дом — и куда именно смотреть
6. Портрет: реальность, магия и искусство
7. Особенно гравюра
8. Реформа взгляда: как фотография потеснила портрет, а самодержец стал человеком
1. Войны памяти и диалог культур в музейном пространстве
Лекция директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского
Музей — это не тихая гавань, где предметы искусства надежно спрятаны от бурь современной действительности, а посетителям запрещено даже разговаривать между собой в полный голос. Музей — это место, где на языке образов создается и демонстрируется концепция культуры и понимание истории. Далеко не всегда это понимание совпадает с государственным или общепринятым. Так, вопрос о том, выставлять или не выставлять импрессионистов, в СССР 1950-х годов был не столько эстетическим, сколько политическим, а история о том, как скульптуры Парфенона впервые покинули стены Британского музея и были показаны в Эрмитаже, может быть сюжетом шпионского романа. За такими, казалось бы, специальными вопросами, как состав экспозиции, принципы ее расположения и содержание подписей под экспонатами, стоит целая картина мира. Как слышать разговоры между безмолвными экспонатами, их дружескую беседу или ожесточенные споры, объяснит Михаил Пиотровский.
2. О чем говорят пейзажи
Лекция профессора факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Наталии Мазур
Многие думают, что пейзаж — это самый простой для понимания жанр живописи, ведь красота природы одинаково близка людям всех времен и народов. На самом деле пейзаж может быть насыщен знаками власти, капитала и статуса ничуть не меньше, чем парадный портрет. Что дороги, аллеи и дубы сообщают нам о жизненной позиции заказчика и художника? Почему в эпоху Ренессанса золотой фон в религиозной живописи сменился пейзажным, а картины не стали от этого дешевле? Где сидит Мона Лиза?
Обо всем этом (и о многом другом) расскажет Наталия Мазур.
3. Фотография — это искусство?
Лекция культуролога и преподавателя Санкт-Петербургского государственного университета Марии Гурьевой
Вопрос о том, может ли фотография быть искусством, возник вместе с появлением самой фотографии. В середине XIX века выражались серьезные сомнения в том, что «машина» может заменить художника, а искусство может быть технологичным. В начале XXI века вопрос «является ли фотография искусством?» разворачивается уже по-другому: есть ли смысл в исканиях фотографа-художника, когда фотографическая технология доступна каждому и мир переполнен изображениями?
Почему фотографию сложно назвать искусством, что означает термин «художественная фотография», можно ли считать произведением искусства фотографию из семейного альбома, а также чем отличается «фотография художников» от «искусства фотографов» — об этом и многом другом расскажет Мария Гурьева.
4. Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи
Лекция старшего научного сотрудника Государственного Эрмитажа, хранителя рисунков старых мастеров Алексея Ларионова
Жанр аллегории, почти полностью забытый и вышедший из употребления в искусстве современной эпохи, некогда привлекал к себе крупнейших мастеров европейской живописи. Пользуясь языком иносказаний и символов, авторы аллегорических композиций говорили с современниками на самые важные и актуальные темы: выражали философские взгляды, формулировали нравственные принципы, декларировали политические идеи.
По каким законам строились аллегории? Каким образом отвлеченные идеи обретали в них зримую телесную форму? Как интеллектуальный ребус может оборачиваться высоким искусством? О чем повествуется в полотне Рубенса «Союз Земли и Воды»? Какое послание императору Рудольфу II зашифровал голландский художник Гольциус в своем знаменитом шедевре «Вакх, Венера и Церера» и почему это произведение считается непревзойденным образцом многозначной игры смыслов? Об этом — в лекции старшего научного сотрудника Государственного Эрмитажа, хранителя рисунков старых мастеров Алексея Ларионова.
5. Как смотреть на дом — и куда именно смотреть
Лекция доцента факультета истории искусств Европейского университета в Санкт‑Петербурге Вадима Басса
Здание — это не только крыша над головой, место для сна и работы, а также радость или раздражение для глаз. Это еще и сообщение, а архитектура — это коммуникация. Что же здания хотят нам сказать — или хотят от нас скрыть?
Как именно здание работает в качестве источника информации, в качестве свидетельства? Что постройка сообщает о социуме, для которого она была создана? Куда и как нужно смотреть, чтобы прочитать это сообщение? Что определяет форму здания? Какие ценности сами архитекторы считали необходимым воплощать в своих работах и насаждать средствами своего искусства? О чем обычный московский, петербургский или нью-йоркский дом говорит со зрителем — планом и фасадом, внутренним устройством и внешним обликом, композицией и деталями, характером замысла и качеством исполнения? Об этом и расскажет Вадим Басс.
6. Портрет: реальность, магия и искусство
Лекция профессора факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Ильи Доронченкова
Портрет, наверное, самый старый жанр искусства. Появившись в Древнем мире, он существует по сей день, выполняя практически те же функции: замещает изображенного человека, заставляя «отсутствующего казаться присутствующим» (Леон Батиста Альберти).
С восприятием портрета связано множество стереотипов. Глядя на него, мы часто забываем, что смотрим на изображение, а не на человека; мы пытаемся прочитать характер человека по его образу на холсте. Это естественно: портрет ближе всего стоит к центральной проблеме европейского искусства — созданию эффекта жизнеподобия. При своем рождении портрет был тесно связан с проблемой продления человеческого бытия, и эта почти магическая функция остается присущей ему — именно поэтому портрет, принадлежа искусству, в то же время постоянно выходит за его пределы. На каждом этапе своего существования портрет — это прежде всего социальный конструкт, который транслирует представления своей эпохи о человеке и его натуре.
На лекции мы попробуем понять, как следует смотреть портреты разных эпох, чтобы верно прочитать их сообщения, как строится риторика портретного изображения, почему портрет в течение столетий — социальная привилегия и можно ли доверять «портретному сходству».
7. Особенно гравюра
Лекция старшего научного сотрудника Государственного Эрмитажа, хранителя итальянской гравюры Аркадия Ипполитова
Гравюра кажется милым и старомодным словом. Произносишь «гравюра» — и, само собой, подразумеваешь «старинная». Когда-то же это было не так. Гравюра при своем рождении была самой авангардной техникой искусства. Ее появление в Европе обычно связывают с революцией Гутенберга — появлением печатного станка и печатной книги, хотя на самом деле гравюра намного старше этого изобретения: ее корни уходят в Древний Китай, Египет и Месопотамию.
Вплоть до распространения фотографии гравюра служила главным визуальным источником знаний о мире, обо всем в нем происходящем. Поэтому многие современные исследователи начинают историю гравюры с рассуждения о том, что она стала предтечей массмедиа. Это совершенно справедливо, но гравюра также всегда была и объектом коллекционирования самых тонких и изысканных знатоков — то есть могла быть одновременно искусством для всех и для одного.
О двойственном характере этого искусства, о тайнах его рождения, специфике и ценности, а также о самых ранних и важных европейских гравюрах — от Мантеньи до Дюрера — расскажет Аркадий Ипполитов.
8. Реформа взгляда: как фотография потеснила портрет, а самодержец стал человеком
Лекция декана факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге Юлии Сафроновой
В императорской России человек жил в окружении портретов монарха. Император взирал на подданного всюду, начиная от присутственных мест и заканчивая кабаками. Что происходит, когда новинка техники — фотография — начинает запечатлевать подлинный образ правителя? Превращает ли она священную особу в человека?
Первым самодержцем, кому пришлось столкнуться с новым способом видеть себя и демонстрировать себя подданным, стал Александр II. Мы поговорим о том, как император обращался со своими фотографиями, каким он видел себя и как он смотрел на фотографии своей возлюбленной Екатерины Долгоруковой. А также о том, была ли эпоха Великих реформ временем изменения восприятия тела и как в этом изменении преломлялись личные вкусы монарха.
Arzamas